Андрей Алаксаров: «Начиная строительство на земле сельхозназначения, не думал, что будет столько проблем»
Законы в стране меняются с такой скоростью, что начиная строительство на участке, нужно иметь на это все разрешения. Иначе можно оказаться в такой ситуации, как наш герой. Но Андрей не из тех, кто сдается без боя, и смог доказать свои права на участок, осталось только переоформить и наслаждаться загородной жизнью. О своей ситуации и о том, как пришлось побороться за землю, он рассказал сам.«Строительство дома мы начинали с покупки участка. Было это в 2019 году. Когда мы посмотрели участки и узнали их стоимость, то просто не смогли купить то, что хотим. Потому что они либо находились в 50 км от города, либо стоили очень дорого. А были и такие, которые стоили дорого и находились очень далеко.
Обязательным условиям у меня были деревья на участке (я не понимаю, зачем уезжать за город, вырубать все деревья и жить в пустыне). Но таких участков под ИЖС не было, были только под сдачу в аренду. Они находились в 20 км от Екатеринбурга, и когда мы покупали, рядом не было соседей, только лес. В итоге 15 соток земли мы купили за 630 тысяч рублей.
Вопрос переоформления арендованной земли мы предварительно изучили, также я ходил к соседям и спрашивал, как они переоформляли свои участки. По их словам, процедура эта несложная и перевести землю не проблема.
Пусть это была аренда, но среднестатистический участок такой площади стоил не менее полутора миллионов. И стратегия перевода земли в ИЖС у нас существовала, тем более что соседи ее уже использовали. Мы знали, на что идем, и думали, что все будет нормально. Тем более что в нашем поселке живет три прокурора. Решили, раз они здесь живут, значит можно брать. И мы купились.
Даже в декабре 2022 года соседи, купившие участок годом ранее, без проблем смогли его переоформить (причем у них СХ-1, а у нас СХ-2), а у нас на это просто не хватало средств, так как все деньги тратились на переделку дома. И вот в феврале 2023 года председатель разослал всем сообщения, что нужно срочно переоформлять участки, так как у нас забирают земли. На тот момент землями заинтересовалась генеральная прокуратура.
НЕОБОСНОВАННЫЕ ПЛАТЕЖИ
У нас проблемы с председателем были давно. Как только заехали, мы не могли понять, за что платим. Взносы за 15 соток были 45 тысяч рублей в год. По сравнению с другими поселками, у нас нет дороги и на КПП сидит дядечка, который тянет веревочку. Больше ничего. Из двухсот участков сто пятьдесят жилых, и каждый платит такие деньги за то, что ничего не делается.
Несколько раз запрашивали документы о том, куда уходят деньги, в ответ получаем цифры на обычном листе без печатей и чеков. Мы пытались бороться, проводить собрания, но на собрание приходят люди, которым он выделил участки «по блату» и ведут себя всегда одинаково, устраивая галдеж и пытаясь нас перекричать. И сколько бы мы не обращались в суды, повлиять на ситуацию никто не мог. Видимо, из-за наших постоянных обращений этим вопросом и заинтересовалась генеральная прокуратура.
ПОЛНЫЙ БЕСПРЕДЕЛ
В 2021 или 2022 году (точно не помню) мне на почту пришло сообщение, что поселок наш будет банкротиться, так как председатель должен 350 млн рублей и есть риск, что у нас заберут землю. А на тот момент на участке уже был построен дом. Оформить мы его не успели, как и получить разрешение на строительство.
Пришли эти письма и соседям, поэтому мы пригласили тех, кто рассылал письма, разъяснить нам ситуацию. Приехали четыре представителя компании и объяснили, что земля принадлежит компании, а председатель должен был продавать участки и отдавать им деньги.
За десять лет председатель им ничего не платил, но компания не особо нуждалась в деньгах, поэтому на все закрывали глаза. Помимо нашего, у председателя есть еще три поселка и во всех одна и та же история.
Председатель тоже присутствовал на собрании и по итогу нам заявил, что это какие-то бандиты и рейдерский захват. Никто не хотел думать о том, что земли у нас могут забрать, и мы об этом благополучно позабыли. Прошло время − и компания выиграла суд, потребовав с председателя возврат денег.
В результате земли арестовали (наш участок тоже), и моя жена (благо что у нас в семье есть юрист) оформила заявление об отмене ареста и отправила меня в суд. Ничего особо не понимал, но все же пошел. Там были представители компании, мы с ними нормально пообщались. При желании они могли бы отстоять арест на мой участок, но задача перед ними такая не стояла. Они хотели увидеть, на каких участках реально живут люди, а на каких сделки были фиктивными. Потому что у председателя очень много участков, которые он оформил на родственников и друзей по каким-то кривым схемам. Их хотели изъять и продать в честь долга.
Мало того, председатель умудрился на ДПК брать кредиты. С юридической точки зрения это невозможно, если не одобрили члены кооператива. Членство у нас тоже было фиктивным, он предоставлял доверенности от не пришедших на собрание людей, что они проголосовали за его кандидатуру. Этих людей мы раньше не видели, но на судах позже было доказано, что все эти подписи поддельные. Люди, владеющие участками, даже не видели председателя в глаза.
ОТ АВТОРА
Самое смешное в этой ситуации, что когда я спросил, что будет председателю за все его деяния, мне ответили, что не больше, чем дисциплинарное взыскание.
ПОМОГ ПЛАТЕЖ ЧЕРЕЗ БАНК
Как только мы получили сообщение, пошли в Росреестр оформлять участок. Так как он был арестован, позвонили председателю. Какими-то способами он нашел деньги, проплатил, и арест сняли в течение трех дней.
В Росимуществе в переоформлении земли нам отказали (как я уже говорил, у нас все земли сельхозназначения), и пришлось повторно обращаться в суд. Суд мы выиграли, когда решение вступит в законную силу, можно будет переоформлять землю на ИЖС.
Что касается остальных жителей, а есть и те, у которых ситуация намного хуже, в отмене арестов многим суд отказал. В нашем случае помогло то, что в 2019 или 2020 году мы оплатили членский взнос через банк и смогли это подтвердить. Остальные не могут подтвердить не потому, что не платили, а потому, что платили через председателя, и никаких документов у них нет.
ОТ АВТОРА
Слышал я такую историю, что недавно председатель продавал участок дедушке и предложил ему взять займ через своего сына. Соответственно, юридически невозможно будет доказать, что дедушка оформил землю, так как нигде этой информации нет. Теперь у него нет ни участка, ни денег, хотя он заплатил порядка шестисот тысяч рублей.
ЗАМКНУТЫЙ КРУГ
Ситуация с председателем еще продолжается. Пока наше ДПК находится в стадии банкротства (а у него долгов только по кредитам более двух миллионов, перед кредиторами сумма около 400 млн), пугают еще тем, что компенсация долгов ляжет на жителей поселка.
А председатель тут же предложил переоформлять ДПК в СНТ и платить деньги туда. Сейчас так и происходит. Лично я деньги не плачу. Я разговаривал с юристами, и пока ДПК не ликвидировано, СНТ не имеет право на существование. То есть все платят деньги организации, не имеющей никакой юридической силы. Но и так как на этом настаивал наш председатель, я точно платить не буду, хотя остальные жители поселка со мной ругаются».
Подписывайтесь на наш дзен-канал
Подписывайтесь на наш дзен-канал