Железные кони Михаила Лисицы
Есть люди, которым в жизни просто повезло - они правильно выбрали себе профессию. Став делом всей жизни, она постепенно захватила все их пространство - свободное время, увлечения, сформировала круг друзей и единомышленников. Так случилось и с нашим сегодняшним героем Михаилом Лисицей из Орловской области. Михаил изобрел множество самой различной техники - от тракторов до самодельных джипов.
«Гибриды» для охоты и рыбалки
- Сам я родом с Украины, есть такой городок Немиров, вот оттуда. Работал на стройках века: в Тюмени, Сургуте, на БАМе. По профессии - электрик, слесарь КИПиА, работал с импортной техникой, был начальником участка, главным энергетиком. Когда жил в Сибири, нужно было транспортное средство для поездок по бездорожью на охоту и рыбалку. На лето делал агрегат типа мотоцикла на больших колесах: на заднее колесо надевал еще одну покрышку с прорезями для проходимости. Двигатель всегда использовал один - от инвалидной мотоколяски: он довольно мощный и с принудительным воздушным охлаждением. На таком «гибриде» легко взбирался на сопки. В зимний период вместо переднего колеса ставил лыжу, а вместо заднего - самодельную гусеницу, изготовленную из покрышки грузового авто.
«Маленький тракторок»
В 1984 году перебрался в Орловскую область и по привычке продолжал делать свои «гибриды». С женой Людмилой завели огород и задумались, как облегчить на нем работу. Поначалу сделал мотоблок, но так как после работы на нем болели руки (приходилось помогать и соседям), то придумал маленький тракторок с автоматическим сцеплением, чтобы и жена могла на нем ездить. Он управлялся просто - нажатием на педаль газа. Несмотря на размеры, он легко таскал за собой ЗИЛ, загруженный под завязку шифером (испытывали). Людмила ругает меня до сих пор за то, что я подарил его другу. В 1992 году организовали крестьянское хозяйство на три хозяина. Через три года мы с компаньонами разошлись, и каждый продолжил плавание под своим парусом.
Трактор на приколе
При разделе мне достались тракторы К-701 и МТЗ. Для работы К-701 очень громоздкий и неповоротливый, и я купил Т-150. Проработав год, этот трактор «съел» столько денег для поддержания своей работоспособности, что, психанув, я поставил его под забор. В чермет сдавать было жалко, и, в раздумьях глядя на него в течение часа, я решил сделать на базе его рамы трактор. Благо, кое-какой опыт уже был.
Настоящий БИЗОН
Нужен был трактор с минимумом деталей, редукторов, на которые частично тратится мощность, минимумом веса (этого требует земля), простой ремонтопригодностью, дешевизной изготовления и ремонта. Получился соответствующий всем этим критериям гибрид трактора и автомобиля: трактор по назначению и автомобиль по скорости движения и легкости управления. На его изготовление ушло три месяца. Он до сих пор работает в соседнем районе у одного из фермеров. БИЗОН (так я его назвал) получился мощным, компактным, простым. Об этом говорят также люди, которые по моей конструкции сделали себе такую же технику. Мне не жалко - хочется помочь хоть чем-нибудь сельским трудягам. На сегодняшний день сделано 13 БИЗОНОВ, 9 из них работают в крестьянских хозяйствах - почти по себестоимости продал таким же, как сам, фермерам, четыре - у меня. Своим трактором и плугом при расходе 9-11 л солярки на гектар я пашу в день 25-30 га.
Орудия к трактору
Когда сделал трактор, возникла проблема - с какими орудиями ему работать? Заводской культиватор разорвался в первый день работы, так как скорость культивации достигала 30-35 км. Не секрет, что для подготовки почвы под посев тратится много солярки: нужно вспахать, быстро забороновать, закультивировать. Разработал приспособление, которое позволило пахать до 30 см в глубину, сразу разбивать землю на мелкие фракции и тут же прикатывать, чтобы исключить испарение влаги, а заодно и экономить ГСМ. Получилось. Вся прицепная техника самодельная - и культиваторы, и так называемые (мною) активные плуги. Почему активные? - Потому что минимум сопротивления при работе. Многие спрашивают, оформлял ли я патенты, на что я отвечаю: бумаги не люблю, да и времени жалко, поэтому никогда ничего не оформлял, - все расчеты и проекты в голове.
Михаил Лисица, глава фермерского хозяйства, Орловская обл., с. Бакланово