Картины из соломы

Соломка — древнейший из материалов, возделываемый и обрабатываемый человеком. Руки, взявшие первый колос и первый стебель, уже никогда не оставляли их, глаза, увидевшие красоту налитого колоса и золотистого стебля, не смогли отвернуться от них!

На эти необычные панно я сразу обратила внимание на одной из районных выставок прикладного творчества. Казалось, что величественные купола храма Покрова-на-Нерли, жарптица, будто вспорхнувшая со страниц волшебной сказки, подсолнухи, лилии вышиты золотом на черном шелке. И сколько же удивления и восхищения было, когда при ближайшем рассмотрении оказалось, что вся эта красота с непередаваемым мастерством выполнена из соломки. Тогда же состоялось и мое первое знакомство с авторами работ – Мариной Алексеевной и ее тринадцатилетним сыном Димой Сорокопудовыми - жителями хутора Реченского Волгоградской области.

Среди их работ сразу замечаю те, которые раньше не видела. Вот два журавленка – взрослый и совсем юный. Кажется, еще мгновение, и взмахнут их легкие крылья. Вот красавица-русалка… Вот стройная женщина в задумчивости присела на лесной пень.

По словам Марины Алексеевны, искусство соломки хоть и кропотливое, но нехитрое. Просто в самом человеке должно быть желание творить, фантазировать, выдумывать, развивать мастерство и вкус. У Марины Алексеевны все это есть. Да и у Димы уже тоже – с соломкой он работает с удовольствием.

Сюжет будущей работы мама и сын обязательно подбирают вместе, этому придается особое значение. «Работа должна быть со смыслом, с настроением, чтобы тот, кто увидит ее, обязательно задумался бы о том, что в ней хотел выразить автор. Если сюжет берется из журнала, обязательно добавляем свои детали», - говорит Марина Алексеевна.

А еще я узнаю, что сюжет для работы «Журавли» был взят сразу из двух источников – большая птица срисована с обертки конфеты «Веселый журавлик», маленькая – из учебника биологии.

Марина Алексеевна готова поделиться тонкостями изготовления своих работ.

Для начала надо выбрать рисунок и подготовить необходимый материал. Для картинпанно необходима самая нежная эластичная соломка.

Подготовка соломки

Соломка состоит из узлов и междоузлий. Для работы необходимо вырезать междоузлия и очистить солому от листьев, а затем изготовить соломенные ленты холодным или горячим способом. Холодный способ лучше сохраняет яркость и блеск.

Холодный способ. Подготовительные соломки вспарываем вдоль тонким шилом или толстой иглой. Затем раздвигаем края в обе стороны и проглаживаем с лица.

При горячем способе соломку необходимо положить в посуду, залить горячей водой и кипятить минут 20. Проваренную соломку также разрезаем, как при холодном способе, вдоль, но разглаживаем горячим утюгом с внутренней стороны до тех пор, пока она не станет почти сухой, а затем уже досушиваем, проглаживая с лица.

Для выполнения картин-панно необходима соломка разных тонов: чисто белая соломка, ярко-желтая, коричневая и т.д. Соломку белого цвета можно получить, если светлую соломку залить кипятком, поставить на огонь и, как только вода пожелтеет, слить ее, залить кипятком снова и так сделать 7-8 раз, в последнюю воду добавить 1 ч. л. уксуса на 1 л кипятка.

Чтобы получить соломку ярко-желтого, лимонного тонов, то во время кипячения надо добавить на 1 л воды 1 ч. л. питьевой соды.

Коричневые тона получают, проглаживая соломинки горячим утюгом до нужных оттенков. Соломка готова.

Техника соломенного творчества

Особенно эффектно соломка смотрится на черном фоне.

Сначала нужно перевести нужный рисунок на кальку, а затем на бумагу (кальку) детали выбранного рисунка. Каждую деталь необходимо перевести на тонкую бумагу отдельно, особенно, если направление соломинок у них различное. Если много одинаковых деталей в картинке, не забудьте пронумеровать каждую деталь. Нумерация хорошо помогает при компоновке деталей.

Прежде чем наклеивать соломку на бумагу, надо определить, в каком направлении располагать соломку на различных частях элементов картин. Как заметила Марина Алексеевна, от этого зависит, каким будет освещение работы. Положишь правильно, и обыкновенная соломка становится поистине золотой…

Детали все пересняты. Каждая деталь должна иметь свою окраску. В зависимости от окраски детали подбирается соответствующий тон соломки.

Подобранную по тону соломку наклеиваем на детали рисунка с помощью клея ПВА. Соломенная лента, подобранная по цвету, смазывается клеем и наклеивается на рисунок; при этом важно точно подгонять края соломок друг к другу, соблюдая направление на всех элементах картины. Правильно выбранное направление придает большую выразительность всей картине.

Наклеенные соломины надо плотно прижать и если выступит клей - убрать его чистой тряпочкой. Заклеенные соломкой детали необходимо подсушить, а затем уже вырезать и положить под стекло, до сборки.

Если все детали переведены правильно и вырезаны точно по линиям, то сложить из таких линий полный рисунок будет легко. Вначале надо все детали разложить на фоне, тщательно проверить правильность их расположения, а потом уж начинать приклеивать их.

Когда все детали будут приклеены, надо на картину положить груз или стопку журналов и так держать до высыхания клея. Готовую картину желательно заключить под стекло в рамку или сделать окантовку. Под стеклом тон соломки значительно выигрывает и дольше сохраняет яркость и блеск.

Панно готово! Думаю, что для тех, кто впервые захочет сделать что-то подобное из соломки, рассказ Марины Алексеевны будет очень полезным.

Инна ФАДЕЕВА
Фото Алексея ФЕТЮХИНА


     20.07.2009     Просмотров: 4800  

Будь в курсе событий!
Добавь «Хозяйство»
в избранное.

Подписаться

НАРОДНЫЙ РЕПОРТЕР

+ Добавить свою новость