Дорожка к дому: красивая и надежная
Гравий или галька
Для дорожек, петляющих по участку, подойдет покрытие из гравия или мелкой гальки. Основание для таких дорожек делается щебнистое, а сверху засыпается гравий. Толщина засыпки гравия должна быть 3-4 см. Такие дорожки простые и недорогие. Гравийную дорожку полезно «связать» бордюром, чтобы предотвратить смещение мелких камешков во время ходьбы. Укрепление дорожки с помощью плит не дает гравию «расползаться», удерживает его в определенных границах.
Если гравий укладывается в заранее выкопанную траншею, потребность в бордюре отпадает. Глубина траншеи должна быть 15-20 см, а заполнить ее можно более крупной фракцией: щебенкой, битым кирпичом.
Бетон
Монолитный бетон выдерживает и зимние холода, и вес автомобиля. Чтобы бетон не создавал унылое настроение своей серостью, в него добавляют красящие вещества, гальку, «расшивают » под природный камень, а при его укладке используют включения в виде бордюров и поперечных рядов из кирпича, камня, тротуарной плитки.
Для подъездной дороги нужен высокопрочный бетон с соотношением цемента, песка и щебня 1:2:3. Для садовых пешеходных дорожек оптимальным будет соотношение 1:3:6. Глубина траншеи в первом случае - 20-25 см, во втором - 8-10 см. После установки опалубки подсыпают щебень или гравий, после чего утрамбовывают. Толщина такой дренажной подушки должна составлять 5 см.
Для устройства автомобильной дорожки укладывают арматуру. После увлажнения основание заливают бетоном. Кстати, предварительно через каждые три метра необходимо вертикально установить доски - температурные швы. Так как в жару цемент расширяется, а на холоде сжимается, без температурных швов по бетону пойдут трещины.
Искусственный камень
Искусственный камень имитирует фактуру природного камня и природную кладку. По внешнему виду искусственный камень неотличим от натурального, а по разнообразию фактур, цветов, оттенков и легкому весу, превосходит его во много раз.
Основа искусственного камня - цемент, а в качестве наполнителей: керамзит, перлит, песок и их смеси. В производстве камня используются стойкие красители и специальные добавки, увеличивающие прочность и морозостойкость изделий. Искусственный камень не требует покрытия защитными составами, поскольку уже в процессе производства покрывается полимерными прозрачными лаками.
Для мощения дорожек, которые будут испытывать транспортные нагрузки, применяется бетонный мостовой камень. Для прямых дорожек используют прямоугольный камень, для извилистых — со скругленными углами.
Для пешеходных тропинок используется тротуарная плитка самых разнообразных цветов и форм. По технологическим характеристикам эти элементы мощения не уступают натуральному камню.
Варианты укладки
Мощение производят на бетон, на сухую смесь (смесь цемента с песком), либо на песок.
Укладка на бетон – самая прочная, она уместна там, где дорожки будут испытывать серьезные нагрузки. Такие дорожки укладываются на песчано-гравийную или бетонную «подушку». Вид «подушки» и ее толщина зависят от типа грунта, условий эксплуатации, материала, толщины плит и рассчитываются проектной организацией. Поверх бетонной «подложки» обычно кладут цементный раствор, в который и устанавливают брусчатку или плитку.
Для пешеходных дорожек на дно «постели» сначала сыплется гравий, затем песок. Их необходимо трамбовать: чем плотнее основание, тем оно надежнее. Между гравием и песком укладывается геотекстиль - материал, пропускающий воду, но при этом препятствующий вымыванию песка и проседанию основания.
Мощение начинается с установки бордюров, которые могут выполняться из самых разных материалов. У бордюра две основные функции: удерживать «корыто» и дорожку от «расползания», а кроме того, служить преградой для человека. После обустройства кромки дорожки (площадки) начинается мощение брусчатки или плитки. Швы между элементами мощения заполняют сухой цементной смесью, которая затем поливается водой и затвердевает.
Создавая садовую дорожку, необходимо предусмотреть уклон для стока воды: на дорожке не должно быть луж. Величина уклона стандартна - 2–3 см на 10 м, а вот направление его может быть разным: либо от одной кромки к другой, либо в обе стороны от центральной оси дорожки.
Независимо от того, какой используется вид мощения, устройство дренажной подушки обязательно.
Андрей Васильев